Апр 01

День юмора и смеха — в Молдавии

День юмора и смеха — 1 апреля в Молдавии

В Молдавии 1 апреля не является официальным праздником. Возможно, этот день не был официально отмечен, потому, что в Молдавии юмор и смех органически слит с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. День 1 апреля, тем самым, в народе не может быть обделен вниманием и не обходится без смеха, розыгрышей и подшучиваний. Молдавию, которая многие века входила в состав Румынии и была ее провинцией, еще в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное – радушным весельем. Молдавия также изобилует народными юмористическими персонажами и рассказами, почти что не имеющих аналогов у других народов. В отличие от Румынии, в которой встречаются тождественные казалось бы персонажи, такие как Пэкалэ и Тындалэ, в Молдавии они отличаются от «румынских» своих аналогов тем, что Пэкалэ олицетворяет собой в скорее всего молдаванина, а Тындалэ — румына. Они также высмеивают чаще всего самих себя, но их юмор и ирония в молдавской интерпретации более глубока и содержательна.

И молдавскому народу, также как и румынскому не чужды любые формы юмора, а также все то, что дает возможность блеснуть умом — анекдот, ироническая шутка, каламбур, баловство, ирония или тонкое издевательство, надувательство, все комическое, что может вызвать улыбку и здоровый смех. Все это составляет огромное семейство Юмора. Надо только отметить тот факт, что в Молдавии каламбур и словесные игры имеют более выраженный и тонкий характер, а заложенный в игру слов смысл становится, чаще всего непонятным румынам, и вовсе не из-за языковых преград, а по той причине, что им становится недоступной та форма юмора, которая натуральна у молдаван. В молдавском юморе тоже особое место занимает такое народное явление, как краткие юмористические рассказы, называемые сноавэ.
Устный народный юмор имеет глубокие корни и он выкристализовался за многие века в особый жанр, присутствие которого в Молдавии можно не толко ощущать на каждом шагу, но без которого представить себе молдаванина просто невозможно. Словари говорят, что Сноавэ – это наративная повествование в прозе, которое может быть народной или культовой, маленького размера, имеющая анекдотический характер, в которой эпическое переплетается с сатирическим. По форме она ближе скорее к поговоркам, чем к анекдотам, которые, в отличие от Румынии в Молдавии пользуются популярностью. Хорошая сноавэ это как философия, как сладкий плод, взращенный народом и сохраненный в веках, вкусно пахнущий и насыщающий настолько, что может утолять голод всю жизнь.

Народ может высмеивать в сноаве самого себя, попа, боярина, цыгана или еврея, св. Петра, сельских девушек или парней, вообще всех, кто попадается на глаза. Но смех этот лишен злобы и сарказма, скорее всего – это смех ради самого смеха, ради того, чтобы повеселиться. Сноава возникает потому, что в поведении высмеиваемых персонажей отражаются вредные человеческие привычки, несчастья и злоба, которые нельзя умалчивать.

В Молдавии отсутствуют характерные для румынского юмора особенности, ввиду разности темпераментов и характеров, а также ввиду отсутствия многих явлений,- таких, к примеру, как территориальные особенности. Чем отличается молдавские формы юмора от румынских, так это, прежде всего тем, что в Румынии преобладает, скорее всего меланхолический темперамент, а в Молдавии все, и шутки в том числе, более активные и задорные, более живые и жизнеутверждающие.

В шутках и юморе Молдавии самым главным является преобладание позитивного начала, а повествования заканчиваются почти всегда каким-либо действием. Слушая же тождественные, казалось бы, рассказы в румынской интерпретации, часто ловишь себя на мысли о том, что рассказ остается как будто бы неоконченным, остановившись на назидательной ноте, так и не перешедшей в действие. Молдавская шутка и высмеивание всегда заканчивается тем, что высмеянного не оставляют «в дураках», а призывают присоединиться к шутке и как бы посмеяться над собой, имея ввиду тот факт, что каждый может оказаться в смешном положении. В румынской шутке этот момент отсутсвует.

О других особенностях национального юмора Молдавии, нужно говорить отдельно. Хочется закончить рассказ ремаркой о том, что в Молдавии шутка, юмор, ирония и сарказм являются органически впаяными в характер народа. Но самое главное это то, что народ Молдавии в меньшей мере обидчив, чем румыны и шутку чаще всего воспринимают здраво и с улыбкой на лице. А вот в некоторых регионах Румынии (к примеру, Марамуреш) шутить, чаще всего небезопасно, и здесь, даже за безобидную щутку можно жестоко поплатиться, так как в данной области совершенно не допускают шуток в свой адрес.

А вот молдавское умение посмеяться над самим собой хорошо прослеживается в этой версии небольшого рассказа о Пэкалэ:

Услышал Пэкалэ среди ночи шуршание воров у себя в комнате. Проснулся и в темноте спрашивает:
— Эй, кто это там?
— Молчи,- это воры, пришли забрать у тебя твои богатства.
— Что же вы, глупцы, пришли искать у меня ночью то, что я не могу найти у себя даже днем?
 

{Mosmodule module=Begun}

Добавить комментарий

Your email address will not be published.