Апр 23

Пасхальные обычаи Румынии

Пасхальные обычаи в Румынии

    Пасхальные праздники в Румынии, как и во всем Православном мире, начинаются с субботы, в которой знаменуется Воскрешение Лазаря. В Румынии суббота воскрешения Лазаря носит то же название, что и следующее за ним воскресенье – «вербное». Однако, Румынии и Молдавии это звучит как Floriile – что в переводе означало бы «Цветочное». Даже служители церкви признают, что в Румынии Пасха является не только христианским праздником, но, в силу того, что попадается на период перехода от холодов к потеплению, соединяет в себе и переносит на себя многие дохристианские практики, обычаи и традиции. Этот симбиоз между христианским и языческим привел к тому, что пасхальные праздники стали чем-то уникальным в календарном ряду других церковных праздников.
    Можно не вдаваться в долгие рассуждения о том, какие дохристианские традиции привнесены в пасхальные праздники, а сказать только то, что даже день воскрешения Лазаря имеет несколько значений в Румынии. Лазарь, который одолжил свое имя этому дню,- принимает тройное значение. Он ассоциируется с Лазарем, братом Марии и Марфы, которого воскресил Христос, в то же время это и нищий Лазарь, а также и Лэзэрикэ, который скончался от своего пристрастия к плэцинтам.
    Субботний день перед Страстной неделей в Православии носит название «Вход Господень в Иерусалим». Этой неделей заканчивается 40-дневный пост, и знаменует собой момент необходимости разделения страданий Христа. С этого дня начинается наиболее суровый период Великого поста. Эта, последняя неделя была и остается, но, по большей части, в румынских деревнях, самой суровой неделей. Вступлением в период пасхальных праздников считалась сымбэта флориилор (Вербная суббота или суббота Воскрешения Лазаря), в этот субботний вечер старшее поколение старалось есть очень мало, а с Вербного воскресенья и до Страстного (Великого, как говорят в Румынии), четверга, не ели вообще. Молодежь в эти дни употребляла в пищу в основном постный хлеб и сухофрукты (известный на Руси чернослив и другие). Пили только чистую родниковую воду. Однако, это не означало, что предки современных румын считали исполнеными требования поста соблюдением только этих ограничений. В этот же период люди старались воздерживаться и от многословия, и особенно, от сквернословия. Не разрешалось ссориться, и, даже обижаться на кого-либо. Предписывалось полное сексуальное воздержание.
    С Великого четверга мужчины утихомиривались и приостанавливали свои хозяйственные работы, женщины же приступали к приготовлению ритуальных блюд – выпечке пасхи (куличей), а также особо испеченного калача (cozonac). В этот день окрашивались красные пасхальные яйца, а также писались писанки. В Румынии также традиционным пасхальным блюдом является жаренный пасхальный ягненок. Все эти блюда приготавливались в печи.
Что можно здесь добавить или подчеркнуть, так это некоторые особенности приготовления пасхи. В западной части Румынии отношение к ритуальной пище отличается от той, что можно наблюдать в восточной Румынии. Если на территории Молдовы придают большее значение приготовлению пасхи, то в западной – пасхальному ягненку. Такое же неоднозначное отношение наблюдается и к освященной пасхе. Об этом мы скажем чуть ниже.
    Расскажем об особенностях приготовления пасхальных блюд. Пасха украшается крестом, часто заплетенным в косичку, а пространство между косичками креста выкладывается творогом. В разных местах по-разному – в некоторых сладким, в других соленным творогом, в третьих перемешанным изюмом, а поверх, чаще всего – окрашенное просо, в некоторых райнах – зерна мака. Во многих районах женщины добавляют в саму пасху грецкий орех, для запаха – мускатный орех, ром, апельсины или лимоны, часто изюм. В некоторых районах, для того, чтобы пасха была желтее – добавляют мелко протертую тыкву. Еще одно любопытное блюдо, присущее Румынии и Молдавии – «babele» — пасхальная баба, специально приготовленное в печи сладкое блюдо из макарон, лапшы, которые заливались в специальные формочки. В некоторых районах – является обязательным пасхальным блюдом, в других не готовится вообще. Надо сказать, что раз существовал обычай готовить бабу, то, конечно же существало и блюдо «противоположного пола» — дед. Но, в отличие от бабы, которое было сладким, а после приготовления обязательно должно было оставаться белым, дед – был кисловатым или соленным на вкус, а цвет был обязательно коричневатым, в общем темным. Но есть и различия,- в других селах дед сладкий, а баба кисловатая, но цвет все равно остается тем же.
{mospagebreak title=Освящение пасхи & heading=Пасха в Румынии}    Мы говорим об этом, так как именно эти блюда традиционно освящали и освящают на пасху в церкви. Но, существуют масса особенностей освящения пасхальных блюд, отличаются они не только от одной географической зоны до другой, а и от села к селу. Говорить обо всех нет возможности, скажем только о самых любопытных. Любопытным являются различный подход к свящаемым блюдам и особенно к пасхе. Так в восточной части Румынии освящению пищи уделяется самое большее внимание, в западной же к этому ритуаллу подходят, можно даже сказать, формально. К примеру, во многих селах и даже городах пасху, предназначенную для освящения, пекут специально назначенные для этого женщины, к которым все село сносит необходимые для выпечки ингридиенты (либо собирают деньги для покупки этих ингредиентов), а эти женщины пекут пасху для всего села. Только, не подумайте, что речь идет о сотнях или большом количестве пасх. Отнюдь нет, так как после освящения пасхи, которое во многих селах проводится в Великий четверг, освященные паски разрезаются на мелкие кусочки и раздаются прихожанам мелкими порциями. Это явление почти не наблюдается в восточной части Румынии, где каждая хозяйка печет очень много пасок, так, чтобы хватило и для членов семьи, но больше для того, чтобы преподносить их в дар соседям, гостям и так далее.
    В ритуале освящения, большая часть Румынии придерживается все же обычая освящать пасху и другие блюда в субботний вечер, либо после пасхальной службы в день Воскрешения Христова, то есть в воскресенье. Традиция предписывала обязательное присутсвие на ночной пасхальной службе, и, особенно утренней, воскресной, после которой священник и освящал, принесенные прихожанами блюда. Обязательными в пасхальной корзине являлись пасха, «babele» (бабы) – символ праведной жизни, соль, сахар, сало и деньги. Во многих районах обязательным был чеснок, и, конечно же, пасхальные яйца, прежде всего красные, так как писанки имели особое назначение. Здесь же присутсвуют и ряд блюд, которые будут розданы бедным.
     Существует целый ряд особенностей того, какие блюда приносят с собой хозяйки в церковь и почему. Например, в зоне Кумпулунг-Молдовенеск придерживаются многих обычаев насыщенных символическими значениями, верой в мистическую силу молитвы, благословляющей пасхальные блюда. На заре пасхального воскресного утра, верующие выходят во двор церкви и становятся в круг, держа зажженные свечи в руках, ожидая священника, который должен будет освящать и благословлять принесенные в пасхальной корзине блюда. Горящие свечи также воткнуты в принесенные для освящения пасхи. Перед каждым хозяином и хозяйкой находится корзина с блюдами. О ней надо сказать особо. Корзина устлана специально вышитым полотенцем, поверх которого кладутся приготовленные издому блюда. Все это накрывается еще одним также вышитым полотенцем. Часто, верхнее полотенце стелится наземь, а блюда, выкладываются на него. Полотенца являются символом домашнего праздничного стола со скатертью на нем. Таким образом, получается, что священник освящает всю домашнюю трапезу, а не только блюда. Корзина наполнена символами радости на целый год вперед: семена мака (которые будут рассеяны в реку, чтобы отогнать засуху), соль (которую будут хранить как приносящую в дом достаток), лук и чеснок (как защитников от насекомых в доме). Поверх вышеназванного ставится пасха, сало, брынза, крашенные пасхальные яйца, также и писанки, деньги, цветы, вяленная рыба, всевозможные выпечки. Для многих районов обязательным является живые цветы, но особенно – сушенный василек. После освящения всех этих блюд пасхальный ритуал обязательно продолжается и обязательно в кругу семьи.
    В пасхальную, предвоскресную ночь девушки старались не только посетить церковь, но еще и вымыть язычок церковного колокола чистой родниковой водой, а остатки этой воды использовать затем для умывания в момент рассвета солнца, в день воскрешения, чтобы быть красивыми весь предстоящий год, и чтобы к ним все парни сбегались, также как сбегаются люди на звон пасхального колокола в церковь.
    Другими обязательными для выполнения обычаями было предписание о том, чтобы, утром, прежде чем приступать к трапезе, совершать «омовение» красным освященным пасхальным яйцом, для того, чтобы обрести такое же здоровье и здоровый красный ремянец лица, каким обладает освященное пасхальное яйцо. Есть еще много других интересных обычаев. Эти обычаи соблюдаются до сих пор. В худшем случае один раз – в восресенье после возвращения домой с пасхальной литургии, в лучшем – последующие три дня. Но, по обычаю – до дня пятидесятницы, или, хотя бы до дня поминовения усопших, который в Румынии носит название «Пасха Блаженных» (о чем будем говорить отдельно).
 
{Mosmodule module=Begun}

Добавить комментарий