Фев 12

Происхождение вышивки

Вышивка и ее происхождение — древний период

{mosimage}     Как художественнный жанр, вышивка, в целом, имеют происхождение в далеком прошлом, достигая большого распространения и огромного стилистического разнообразия еще в античности. В силу того, что материал, носитель вышивки, имел малую долговечность,- будучи изготовлен из органических нитей,- наиболее древние вышивки не сохранились, но их древность, также как их существование и происхождение можно доказать на основании иных материальных источников того времени. Воссоздание орнаментальных украшений одежд времен бронзового века (1500-700 гг. до н.э.) ведутся учеными на основании найденных предметов из керамики, которые археологи находят в изобилии. Следует однако сказать, что многие ученые предполагают, что все-таки можно предположить, что орнаменты, которыми должны были украшаться вышивки того периоды должны были обладать большим разнообразием сюжетов, чем орнаменты, найденные на керамике. Воостановление этих орнаментов выполняется учеными путем сопоставления  рисунков на керамике, а также с рисунками на других предметах воспроизведящими древние костюмы. К примеру – рисунки на древнегрегреческих вазах, на которых изображены наши предки, будучи (предположительно) увиденными греками, путешествовавшими по тем временам в ареале территорий, на которых проживал древний человек, а затем сопоставление этих орнаментов с теми, что сохранились на найденных фигурках идолов и иных божков, и датируемых тем же периодом. Конечно, это весьма приблизительное восстановление, но все же оно может дать общее представление о некоторых стилевых и мировоззренческих взглядах народа. Но, более всего иллюстрирует сам факт существования в столь древние времена такого ремесла как вышивка.

     Так, доказано, что древние египтяне владели мастерством вышивки иглой, чему подтверждением являются остатки вышитых материй, найденных в их захоронениях. Греки и римляне тоже использовали искусство вышивки, считая, что оно произошло во Фригии. И в Библии также есть упоминания об использовании вышивки, где говорится о том, что использовались одежды «искуссно вышитые золотой нитью, а также шелками фиолоетового и вишневого цвета», и используемые в культовых мероприятиях. Широкое распространение и с точки зрения обилия орнаментальности, но также и в количественном отношении, развиваются вышивки на Востоке, откуда широко перекочевывают в страны средиземноморья в последние века античности, и далее, в византийские страны в первые века нового тысячелетия и особенно в средневековье. В период имперской резиденции в Константинополе изобилие достигает невиданного размаха, особенно в период правления Юстиниана и его потомков.{mosimage}

     Одновременно, Византия и сама переходит к периоду организации мастерских по вышивке, но под прямым влиянием продуктов импортного происхождения, особенно песидских и сирийских, отличающихся своей помпезностью и богатством отделки, но, именно поэтому и особенной дороговизной. Надо сказать, что до некоторого времени византийские вышивки на шелке, или вышитые шелковыми нитями, а также на других тканях является редкостью, но после того как гениальный александрийский монах Козьма (Cosmas Indicopleustes), неуставающий путешественник и космограф VI века привозит в Европу волшебное яйцо китайского червя-шелкопряда, в Византии открывается свое собственное производство шелковых нитей, тканей, а также вышивок шеком, комбинируя их нитями из золота и серебра, и созданные в разнообразных техниках, носящих своеобразные наименования. Отсюда их продукция вместе с технологиями будут распростряняться на все зоны влияния византийской культуры, вместе с вышитыми светскими одеждами и церковными облачениями, украшениями — литургическими и мирскими, изготовленными из вышитых тканей, которые в свою очередь постепенно перенесли определенный декоративный и иконографический репертуар на все территории, относящиеся к миру православия.

     Как и другие художественные жанры, структурно родственные между собой, как то фресковая живопись, иконопись и книжная миниатюра, византиская вышивка культового назначения становятся канонизированным стилем, особенно после победы поборников икон над иконокластами или иконобоорцами во второй половине IX века. Их фигуративное и орнаментальное единство соединяют в себе многие отдаленные друг от друга традиции как временные так и территориальные или пространственные.

{Mosmodule module=Begun}


Смотреть ещё:

Добавить комментарий

Your email address will not be published.