Фев 03

Ручная вышивка

Ручная вышивка

    Многие века разными народами создавались замечательные виды декоративно-прикладных искусств. Одним из них, и, как нам кажется — наиболее прекрасным и благородным,- является РУЧНАЯ ВЫШИВКА. И в силу того, что она призвана придавать красоту и изящество предметам нашего одеяния, но больше всего от того, что продукты этого вида ремесла, в основном, выходят из под рук прекрасной половины человечества, чего нельзя (не без гордости) не отметить в этой статье. Люди издревле украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, апликацией, кружевом. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, цветовые решения и технические приемы одного из древнейших и любимейших видов декоративно-прикладного искусства — вышивания.

    {mosimage}Рукодельницы использовали и используют в вышивке различные приемы стилизации форм. Видов и жанров вышивки существуют огромное множество. Из жанров вышивки можно назвать несколько — растительный, зооморфный и антропоморфный. Из видов — это орнаменты различной сложности — формообразующей и композиционной. Думаю, что в ближайщем будущем, мы рассмотрим их особенности в деталях, а пока остановимся лишь на наиболее общих моментах. Ведь, чаще всего в вышивании используют наиболее простые виды орнамента — орнаментальные полосы разной ширины, где повторяются в определенной последовательности одинаковые элементы узора. Более сложные вышитые орнаменты компонуются по определенным законам из простых форм.
    Было время, когда вышивку делали белую на белой ткани. Так было принято до последнего времени. Но время не стоит на месте, сменяются поколения, изменяется подход и к вышивке. В наше время вышивка приобрела множество новых как технологических, так и цветовых, композиционных и стилевых элементов, которые не были известны мастерицам вышивки в древности. Все эти технологические, а также художественные приемы используют для украшения одежды, постельного белья, различных салфеток, дорожек, штор, и самых милых вещей, которые создают уют в наших домах.
    Вышивка по основной ткани и отдельные дополняющие или накладные вышитые детали при использовании многоцветности дают огромное разнообразие форм и оттенков. Несколько цветов ниток по одной ткани, создают поразительно красивые рисунки и узоры, многообразие которых невозможно определить.

{mospagebreak heading=Ручная вышивка&title=Особенности вышивки}

    Каждая народность имела свои, неповторимые особенности вышивки. Это относилось ко всем художественным приемам, используемым мастерицами-вышивальщицами. Большое место в узорах древне-русской вышивки занимают геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных. Мотивы женской фигуры, всадника, птиц, цветущих кустарников и деревьев, звезд, а также ромба, квадрата, треугольника являются основными в узорах народной вышивки. Иногда эти элементы не просто повторяются, а образуют свободную композицию, построенную на основе симметрии или равновесия. Чаще используется в вышивке ковриков, панно, наволочек на диванные подушки. Темой для вышивки панно может быть пейзаж или сюжетная композиция.
    {mosimage}В русской вышивке есть свои национальные особенности, которые выразительно отличают ее от вышивок других народов. К таким особенностям относятся композиционные и цветовые решения, детальное рассмотрение которых нам еще предстоит, а здесь хочется сказать о технологических особенностях русской вышивки. Многие швы, используемые вышивальщицами на Руси нигде ранее не употреблялись. Все они носят красивые поэтические имена. К старинным русским швам относятся: шов роспись, или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились-вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
    Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую полосы. Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье выполненное по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красным по белому или белым по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора, квадратики и полоски внутри крупных фигур — птицы, барса или дерева вышивались синей, желтой и темно-красной шерстью. По русскому северу самой распространенной была белая строчка, а в Верхнем Поволжье — строчка с цветным контуром. Цветные строчевые вышивки выполнялись шелком нежных тонов, а также шерстяным гарусом.
    Вышивка тамбуром использовалась в Олонецком районе, Вологодской и Архангельской области. Узоры выполненные красными нитками по белому фону или белыми по красному. Сами узоры рисовались непрерывными, плавными линиями, заполнялись сплошными рядами тамбурного шва. Небольшое добавление золотисто-желтого, синего и зеленого цветов значительно обогащало вышивку. Узоры выглядели насыщенными и красочными.
Для вышивок среднерусской полосы характерны многоцветность и геометрический характер узоров. Наиболее распространненой считалась цветная перевить. Кроме нее встречались и другие швы: набор, роспись, косичка, козлик. крест, счетная гладь, мережки. При оформлении изделий применялась техника из нескольких видов швов, а также полоски кумача, ленты, позумень, кружева с синей и красной ниткой.
    Но, мы еще продолжим наше повествование в следующих выпусках наших статей с детальным рассмотрением как хронологии развития вышивки,- и в мировой и в русской истории,- так и с подробным описанием всевозможных технических и художественных особенностей вышивки. Следите за разделом, отвечающим за методологические вопросы . Будьте с нами, пишите нам — на наших форумах или лично автору в письме

 

{Mosmodule module=Begun}

 

 


Смотреть ещё:

Добавить комментарий

Your email address will not be published.