Мар 27

Творчество и Брокгауз

В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой и оригинальной форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т.п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва ли не составляет отличительного свойства русского языка. Древне-греческое πόησις имело специальное применение к области словесного творчества. В западно-европейских языках сливаются термины творчество и творения, созидания (création, Schöpfung), в различных специальных приурочениях. Отчасти понятию творчество отвечает немецкое Schaffen (dichterisches Sen.), француское invention (не в смысле только изобретения), génie créateur и т.п. Термин invention уже в латинском языке (inventio) выражал понятие сочинять, творить; в области риторики (трактат Цицерона «De inventione») и в поэтиках Возрождения оно имело специальное значение — композиции, сочинения, вымысла, прикрас («belle invenzioni» у Торквата Тасси, «Discorsi dell’Arte poetica»). Различение творчества научного от творчества художественного и от творчества в области жизненных отношений, т.е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и в приемах, и в конечных целях каждого вида творчества, приводило Аристотеля к различному обозначению трех основных свойств разума: созерцательного, действенного и творческого (ποιητιχή) в тесном смысле слова (Никомахова Этика; ср. Em. Egger, «Essais sur l’histoire de la critique chez les Grecs», 1887).
Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, — стало быть, при несколько внешнем понимании термина, — Аристотель все же дал прекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного творчества как способности обдуманного или сознательного воплощения истинного при отождествлении истины и красоты. В настоящее время принято различать двоякого рода творчество: непроизвольное, бессознательное, непосредственное — и продуманное, сознательное, художественное; первое характеризует по преимуществу произведения первобытного, народно-собирательного искусства, а второе относится к области высшего искусства, в котором непосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением и проверочной аналитической работой. Народно-собирательное творчество характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в противоположность творчеству индивидуальному и сознательному. Последний эпитет имеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности и непреднамеренности, составляющих характерные особенности процессов творчества. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нет места для творческой мысли и является то, что принято называть сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мысли представляется сложным и далеко еще не порешенным вопросом.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.