Фев 03

Узорное ткачество

В наше время этот процесс механизирован и передан машинам, а раньше вся работа делалась вручную и полотно служило многие годы. Сырьем служили лен, шерсть, конопля, иными словами то, что люди могли добывать сами. В основном в узорные ткани включали пряжу из льна и овечьей шерсти. Все стринные обряды и традиции русского народа отражались и в народных промыслах, одним из которых является и узорное ткачество.
Собираясь вместе зимними вечерами, девушки устраивали посиделки, которые назывались «беседой» и ткали лен, который впоследствии превращался в узорную ткань. Каждое из полотен имело свое назначение, кому-то шилась рубаха, которую вышивали по подолу и отделывали у воротника и на рукавах, кому-то готовилось платье. Девушки старались до праздников заготовить себе верхнюю распашную одежду, переднички и украсить их веселыми и красочными вышитыми узорами. Кроме этого старались для своего любимого соткать узорный, вышитый пояс с заветными или охранными словами. Прекрасную и красиво отделанную вышивкой одежду, люди надевали на праздничные ритуалы связанные с посевом, выгоном скота на пастбища, началом сбора урожая и многих других. Участвовали в игрищах и плясках все местное население.

По тому как наряжались люди, отмечали искуссность мастерицы изготовившей тот или иной костюм. Женщина, пользуясь своей интуицией и вкладывала в свою работу душевную теплоту и радость своего сердца, что придавало созданной вещи некоторую переливающуюся светимость.Созданные таким образом разнообразные и красочные узоры, передавались женщинами из поколения в поколение своим дочерям и внукам, и многие из них дошли и до наших дней. Мастерицы применяли в узорах строгую геометричность, в которых улавливалась необъяснимая ритмичность и уравновешенность, своеобразная гармоничность отдельных частей. Фигурки людей и животных геометризировались и окружались определенными геометрическими мотивами. Подчиненные линейным ритмам они преобразовывались и становились не чем иным как орнаментом. При создании полотенец, ткали узорную ткань таким образом, что «главные поля оставались гладкими или узкими продольными полосками, а в конце с двух сторон на сетчатой ромбической или квадратной основе располагали растительные узоры — стилизованные цветы, деревья».


Отделка тканей

Узорчатые ткани отделывались вышивкой, особенностью которой было сочетание белого и красного цветов. Слово «красный» применимо было и к восприятию цвета и к понятиям «красивый», «прекрасный». Позднее эти два цвета дополняли золотым, зеленым, черным.

Кроме того, в каждом регионе использовались свои методы расцветки, а также применение и расположение узоров. Большие различия наблюдаются в применении и отделке узорной ткани между Севером и Югом России. Чаще всего это объясняется различиями, связанными с обычаями и климатическими условиями.

На Севере России украшали дома узорными тканями по праздникам, а в простые дни белыми. Ткани могли быть чисто белые, но с легко выступающим узором, который полностью ее покрывал. В регионах расположенных по реке Двине ткани ткали яркими красно-белыми с узорчатой каймой и такой же прошивкой, идущей вдоль и посередине скатерти, эти формы вышивки отличались необычайной декоративностью.

Традиция украшения своих домов передавались из рода в род. Украшали наличники окон, подвешивали над дверями, в последствии стали обрамлять иконы и зеркала. По свадебному обряду, весь дом застилали узорной тканью так что дом становился похожим на ковер. По качеству узорной ткани определяли умение девушки заниматься хозяйством.

Предназначенную для тканья узорную ткань, прорабатывали тщательным образом, иногда употребляя особую строгость и сложность переплетения в полотне. Отделка в таком варианте шла исключительно по краю, тем самым подчеркивая белизну и красоту основной части. Сдержан колорит северных тканей: он строится на классически строгом сочетании красного с белым. где белый количественно преобладает. Гармоничное сочетание белого и красного цвета придавало узорчатой ткани нежную изысканность. Мастерицы изготовлявшие половики в полоску пользовались мягкими сочетаниями цветов, которые подчеркивали и отражали мягкую светимость сотворенного.

Региональные особенности

В XIX — начале XX вв. проявляется выразительность узорного ткачества в Великом Устюге «с прилегающими к нему по реке Сухоне селами и район вокруг бывшего Олявенского монастыря, к Северу от Каргополя». Технические приемы используемые мастерами Великого Устюга в ткачестве узорных тканей, подчеркивали плотность полотна, а благодаря многообразию орнамента поражали своей цветовой насыщенностью. Впоследствии наблюдается расширение используемой цветовой гаммы, которая поражает своим многоцветьем, выделяясь особенным и неожиданным образом сочетаниями наиболее ярких цветов на узорных тканях. Чаще всего мастера украшали женские костюмы, а также скатерти, и полотенца. Возле Олявенского монастыря ткали узорную ткань которую в отличие от тканей Устюга покрывали широкими полосами в которых узоры создавали гармоничную картину. «Краснотканные» узоры дополнялись яркой многоцветной вышивкой которые назывались «цвецоными» узорами. Такая вышивка располагалась таким образом, что при взгляде на ткань создавалось ощущение переливающегося ковра.

Узорные ткани Южных регионов России отличались особой плотностью и пестротой красок. В дополнение к узору ткани присоединяют вышивку и разную отделку, отчего полотно становилось рельефным. Ткани Северных и Южных регионов различались между собой большой контрастностью. Если на Севере отделывали различными узорами и цвета на полотне светились мягкостью, то на Юге узорные ткани отличаются своей цвестистотью и яркостью.

Ткани Воронежской области ценились своей нарядностью и высоким качество полотна, с сине-черными полями в тонкую цветную клетку, богато отделывались вышивкой и тканным узором по подолу и в местах прошива полотен. В цветовой гамме использовались хорошо сочетающиеся с черным, очень сочные и глубокие цвета: золотисто-желтый, фиолетово-красный, изумрудно-травянисто-зеленый и ярко красный. «Воронежские поневы по силе выразительности, совершенству художественного решения представляют собой настоящие шедевры народного искусства».

Сапожковское ткачество создавали из белой шерстяной домотканины. Узорные ткани этого региона насыщены орнаментальными формами, которые назывались следующим образом:»орепьи» — гребенчатые ромбы, «лягушка» — ромб с крючками, «мельница» — гребенчатый косой крест. Все формы выстраивались таким образом, что их гармоничное чередование создавало целостную картину. В сапожковских узорных тканях использовались такие цвета как: желтый, красный, оранжевый, золотистый, олицетворявшие солнце и как бы отражавшие его тепло и свет. Дополняющими цветами были синий, белый и зеленый, а фоновым являлся красный с оттенками.

С начала XX века невостребованность старых техник изготовления тканей, существенные изменения в сельской жизни, влияние городского течения, замена традиционного костюма новомодными одеждами, привели к утрате традиций и как следствию отмиранию узорного ткачества. Особенно это проявляется начиная с тридцатых годов XX века. В городском и деревенском укладе жизни ручная узорная ткань стала заменяться дешевой фабричной тканью.

Секреты узорного ткачества передавались из поколения в поколение, а мастерство и их применение отмечались в первую очередь по качеству исполнения. Несмотря ни на что, в старину каждый старался украсить свой дом узорными тканями. «Холст для одежды ткали на станках с подножками от трех до двадцатичетырех и более, этот способ был очень похож на бранную и закладную технику».

Чаще всего сотканные узорные ткани создавались для приданного, которое передавали впоследствии из поколения в поколение и продолжвли тем самым, семейную традицию, способствуя сохранению преемственности поколений.
 
Схема станка для узорного ткачества


Смотреть ещё:

Добавить комментарий

Your email address will not be published.