Мар 21

001 — Творческие дарования

Творческий дар и креативность

ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как Творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и т. д.— там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.

Философская энциклопедия

Иногда слово «творчество» людей отпугивает. Многие ведь думают, что творчество это прерогатива избранных или особо одаренных людей, тех, кто наделен необычным даром, или исключительными качествами, особыми талантами, такими как умение рисовать или писать стихи, или же еще чем-то, о чем принято говорить как о творчестве, имея ввиду нечто особенное. Но, если не ограничиваться определением дающимся в энциклопедиях и, чаще всего, имеющих отношение к прикладным отраслям человеческой деятельности, мы могли бы обнаружить тот факт, что творческими являются многие виды деятельности человека, а если подойти более вдумчиво к данному вопросу, то и любая деятельность человека.

Возьмем для примера ребенка. Маленького. Пусть от года до трех. Чем он отличается от нас, взрослых? Правильно. Если ребенок здоров, то это, почти всегда непоседа. В любом случае, даже тогда, когда он «сидит тихо», он (почему-то), вызывает у нас, взрослых, еще большее беспокойство… Но, что вся эта его деятельность значит? А означает оно ни много ни мало, как то, что (у нас, у взрослых) носит название «творческого». Да-да, здоровый ребенок тем и отличается от взрослого, что он находится в постоянном творческом процессе. Причем, вся его деятельность творческая. Даже та молчаливая деятельность, которая нам взрослым, часто (не знаю почему) не нравится в детях. Но, как бы то ни было, нравится нам деятельность ребенка или нет, надо признать, что ее отличительной чертой является непрестанность и непрерывность. Остановите один род деятельности ребенка, как он тут же перейдет на другой. И так беспрерывно. Из этого можно сделать простой вывод – взрослый, по сравнению с ребенком, кое-что утратил, а именно – чувство или состояние постоянного творческого процесса. И ему, взрослому, в отличие от ребенка, приходится учиться творчеству.

Но, не стоит приводить аргументы о различной степени полезности рода деятельности ребенка, по сравнению со степенью полезности деятельности взрослого. Все это слабые аргументы, к тому же, они не дают возможности объяснения того факта, что у большинства взрослых куда-то делось что-то очень важное, чего в ребенке присутствует с избытком. Речь идет о некоторой форме энергии, которая в творчестве является определяющей. Это — так называемая креативность, от силы и степени которой зависит наша способность к созиданию и творению.

Так вот, энциклопедии не дают нам возможности определять любой вид деятельности как творческий, так как ими рассматривается только внешняя сторона творческого процесса, без учета его энергетической компоненты, которую мы назвали креативностью. Не станем рассматривать идеологические, политические и иные факторы, часто влияющие на содержание энциклопедий и, иногда, являющиеся главными в определении формы подачи материала. Не будем также искать готовых объяснений – любая сфера деятельности человека, при попытке ее определения, требует пересмотра или уточнения терминологии. Скорее всего, универсальных терминов не существует а, может быть, и не должно существовать. Не нам судить об этом. Мы определим для себя то, что может помочь нам – стать творцами в той области деятельности, которая для нас является основной,– культура быта и связанные с ним проблемы.

В следующем выпуске мы продолжим нашу беседу.

С уважением Кугал Валерий

Добавить комментарий