Янв 31

005. Вопросы понимания стилей в орнаменте

Вопросы понимания стилей в орнаменте 

Ну вот… опять толпа недоуменных возгласов. А оно мне надо было,- затрагивать сущность вопроса о кельтских орнаментах? Придется теперь отдуваться,- объяснять «где… клад зарыт».

Знаете, давайте смотреть на этот вопрос по-простому. Как художники и как рукодельницы одновременно. Я хоть и не рукодельница, но художник (в душе), а Вы хоть и не художник (в реальности),- рукодельница (в душе?). На нашем форуме некий подобный вопрос уже задавался, правда, как многим показалось, в связи с «другим» явлением. Но нет,- другим это явление не является. Оно одно и то же. Речь идет о вопросах мастеров (не мастериц, но мастеров) золотного шитья. Почему-то им не имьется не только познать прелести Бухарской вышивки золотом, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО ввести ее в обиход Православного церковноустройства. Я вот с дуру, даже  обещал рассказть им об этом, и даже научить принипам работы бухарских мастеров золотного шитья. Слава Богу, времени у меня не было отреагировать сразу, а они, тем временем (простите за тавтологию), показали себя не с самой лучшей стороны, чисто этически и морально. «Не судите, да не судимы будете»,- говорит Христос. Конечно, благоприятная формула для многих хамов к тому, чтобы творить свое хамство и оставаться безнаказанным. Тот же Христос не побоялся взять кнут в руки и выгнать «торгующих из храма». Значит,- нарушил свои же слова! (?). Но, мы решаем сейчас вопросы художественные, которые в нашем случае, также как и в случае с золотошвеями, переплетается не только с художественной стороной человеческой деятельности.

В какие же формы облекается искусство в истории человечества? Давайте разберемся, но… но не будем анализировать всё искусство, а только орнаментальное. Несмотря на это,- многие выводы  будут одинаково применимы к многим другим видам и жанрам искусства.

 Что такое орнамент? 

Итак,- что такое орнамент и зачем он человеку нужен? Если мы станем разбирать все аспекты орнамента,- мы никогда не сумеем прийти к концу данного рассуждения, так что ограничимся только его предназначением. Чаще всего, с обывательской точки зрения, но такого же мнения придерживаются многие ученые и «знатоки искусства», за орнаментом признают главным — эстетическое предназначение орнамента. Конечно, такое тоже имеет место быть, но… в основном, только в современных орнаментах, в орнаментах, создаваемых, так сказать «на массового потребителя». Но,- никакой эстетической функции этот орнамент не несет в себе, к сожаленью. Ведь взаимодействие человека с орнаментом, прежде всего энергетическое. А искусственно созданный орнамент, и, перенесенный на предметы быта, а тем более одежды человека будет служит тому, чтобы опустошать человека. Почему? Все очень просто. Мы живем в Единстве с миром. А раз создана некоторая вещь, которая пуста в себе, значит, для равновесия, она при взаимодействии с миром, не сможет совершать обмен энергиями, ее просто нет в этом типе орнамента, следовательно, он постараемся компенсировать свою пустоту за счет окружающего мира.

Но это только один тип орнамента, но уже он показывает нам, что взаимодействия без действия не бывает. А взаимодействует друг с другом в нашем мире всё со всем. (Вспомните, как опустошают нас пустословные разговоры…). Опять же мы не рассматриваем ни виды, ни типы, ни формы орнаментов. Их много. Нам нужно понять одну из разновидностей, ту, что «работает» по типу кельтских, бухарских и иных подобных. Что им свойственно, в первую очередь? Давайте разбираться.

 Схема понимания сути орнамента 

Выстроим предварительно простейшую схемку, которая поможет нам понимать многие вещи, не только касающиеся орнамента, но и других видов искусства. Рассуждения свои будем вести как художники, а если быть точнее, как люди с художественным, то есть образным видением мира. Итак, такой подход дает нам возможность, увидеть орнаментальное искусство в упрощенном виде, суммарно представить его в виде двух основных категорий. Назовем их так,- орнаменты жизнеутверждающие, и орнаменты жизнеотрицающие. Для начала примем это как допущение, чуть позже, нам станет ясно, что это означает для нас, чем помогает, и как эта схема приближает нас к пониманию рассмариваемых типов орнамента.

 

Композиционно это выглядет как построение такого типа «композиции», при котором, никакие традиционные композиционные законы не соблюдаются. Нет единства, нет Гармонии взаимоотношений. Лучшим примером могут быть большинство форм исламских орнаментов, многие типы восточных,- китайских, японских и иных. Но, не все восточное является таковым. Существует множество других культур, которые пошли по иному пути. К примеру, многие древнеиндийские формы искусства. Но,- давайте не будем отвлекаться.

Итак, жизнеотрицающий орнамент, к примеру, кельтский, бухарский и др. «страдают» следующими симптомами. Отсутствие композиции. Композиции, которая взаимодействовала с внешним миром, со Вселенной, с человеком, в конце концов. Обратите внимание на употребленное слово. ВЗАИМО-действие. Оно не случайно и оно  является ключом ко всему. В этих орнаментах действие происходит не ВЗАИМНО, то есть, без компонента двусторонней связи. Орнамент существет сам по себе, и, при соприкосновении с ним, человеку приходится отдавать энергию, не получая ничего взамен. В этом нетрудно убедиться. Сравните, приведенные выше орнаменты и вы сразу же все поймете.

Не будем рассматривать пока технические стороны построения данных типов орнамента, придет время поговорим и о них. Тем более что разновидностей жизнеотрицающих типов орнамента очень много, и, чаще всего, в наше время используются такие из них, о которых и подумать не можется, что они как-то могут влиять на человека. А отрицательно и подавну. Но оно есть.

 

Представьте себе, что вы вышиваете что-то, скажем, на рубашке мужа (или кого хотите еще,- но любовника не надо представлять сейчас). Что вы можете создать на его рубашке, простенькое, но со вкусом, такое, чтобы оно принадлежало именно ЕГО (милого) рубашке, да и вообще ЕМУ? Конечно же это будет нечто такое, что выражало бы его самого, а не нечто ИНОЕ, так? Более того, нужно создать нечто такое, что принадлежало бы ему самому, так? И еще, ну конечно же вы догадались, нечто такое, что напоминало бы ему о его любимой, так? Следовательно, если не вдаваться в  технические подробности (мы сказали уже, что об этом отдельно поговорим), то, что это будет за форма? А кто его знает? Я лично,- не знаю, а вы? Вы тоже? Что же делать тогда?

Тогда, чтобы все-таки понять, каким свойствами должна была бы обладать форма вышивки для любимого, давайте идти, так сказать «от обратного». Давайте объясним себе каким свойствами не должна обладать такая форма. Конечно же, она не долэна быть обособленной от мира, а следовательно и от нас с вами. Иначе,- какая же это связь будет с любимой, если связи нет, так? Далее,- эта форма не должна быть замкнутой на саму себя. Да, вы догадались, что если она замкнется на себя то никакой взаимности, а тем более обмена не произойдет. Но, есть еще и другой, немаловажный аспект жизнеутверждающей формы. На этот раз отсутствующий в жизнеутверждающей форме, но о нем мы поговорим чуть ниже. Нам надо понять пока вот эти аспекты. Они являются основой дальнейшего понимания.

Жизнеутверждающий орнамент 

И, возникает закономерный вопрос, что же такое жизнеутверждающий орнамент? Конечно, это очень важный вопрос. Жизнеутверждающий орнамент это тот тип орнамента, который выстраивает свои действия с миром на принципах взаимности, взаимообмена. То есть, прежде всего, такой тип орнамента не обособляет себя от мира, он есть часть мира сего. Как это так, скажете вы, и, какой это орнамент? Не спешите, все станет вам ясно, если поймете принцип, а какой орнамент есть жизнеутверждающий, а какой нет, сами легко поймете, так как секретов тут никаких нету. Жизнеотрицающий орнамент 

Жизнеотрицающий орнамент (или искусство), можно назвать его еще и жизнеразрушающим искусством, но не будем,- так вот, оно отличается такими свойствами или характеристиками, как, прежде всего,- обособление. Обособление от чего, спросите вы, конечно? А от всего. И, какая нам разница от чего оно обособляется. Обособляется и все тут. Система жизнеотрицающего искусства построена на принципе замкнутости в самой себе или самой на себя. То есть, это, если говорить о нашем мире в целом, будет «система в системе». Система, которая не учитывает наличие иной системы, системы Единства мира и взаимодействия с ним. Боле того, эта система питается, существует за счет внешней системы мира, но сама от него обособляется, ничего не давая миру взамен.

 


Смотреть ещё:

Добавить комментарий

Your email address will not be published.