Резьба по дереву, кости, лаку в Китае

Восток всегда был и остается для русской души загадкой, тайной. Пусть милой и притягательной, но все же загадкой, которая манит к себе всегда

Модератор: Snejinca

Ответить
Аватара пользователя
Svetlana
Самые... самые мы
Самые... самые мы
Сообщения: 1632
Зарегистрирован: 07 апр 2006, 17:43

Резьба по дереву, кости, лаку в Китае

Сообщение Svetlana » 07 дек 2007, 19:54

Китай всегда славился ремеслами. Умение работать руками в Китае развито повсеместно. И доведено до ювелирной отточенности и мастерства изготовления. Многообразие же материалов неисчислимо: в Китае практикуется резьба по дереву, резьба по кости, резьба по нефриту и т.д. Вот несколько образцов китайской резьбы.

Резьба по дереву:

Изображение

Резьба по кости:

Ваза декоративная с крышкой (четырехчастная) с изображением многофигурных сцен в саду богини Запада - Сиванму, где ее посещает властитель Востока - Дун-вангун. Слоновая кость, глубокая резьба, подставка - дерево. Высота - 62 см. Центральная часть - 26,5х14,5 см. На донце вставная плашка с резной маркой императорских мастерских: "Сделано по высочайшему повелению/императора, правившего под девизом/Цань-лун". Марка датирует вазу периодом Цань-лун (1736-96). Китай, Императорские мастерские, вторая половина XVIII века. Аналогичная ваза хранится в Британском музее в Лондоне. В московских музеях близких аналогий нет. Экспертное заключение Государственного музея Востока.

Изображение

Резьба по нефриту:

Изображение

А вам попадались образцы китайской резьбы?

Аватара пользователя
Zina
Свой в доску
Свой в доску
Сообщения: 293
Зарегистрирован: 14 окт 2006, 19:01
Откуда: Moldova

"Краски Китая. Народный костюм и ремесла"

Сообщение Zina » 16 фев 2008, 09:28

"Краски Китая. Народный костюм и ремесла"
5 сентября - 15 ноября 2007 года
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства



Изображение
Многонациональный Китай (в стране проживают представители 56 народностей) представляет собой поистине сокровищницу культуры костюма и произведений народного творчества. Более 800 экспонатов выставки «Краски Китая» – национальные костюмы, оружие, украшения, живописные и скульптурные работы, – позволят посетителям выставки ближе познакомиться с богатейшей этнической культурой страны, имеющей более чем 5000-летнюю историю.

Первый раздел экспозиции посвящен истории и развитию национального костюма. В традиционной одежде наиболее полно прослеживается многообразие народностей Китая. «Через десять ли (мера длины, равная 0,5 км) ветер другой, через сто ли костюм иной», – гласит китайская поговорка. Форма и покрой одежды, разнообразие тканей всегда зависели от природных условий, присущих той или иной местности. Если для северо-востока и северо-запада Китая, а также Внутренней Монголии, был характерен длинный халат из плотной материи, удобный для верховой езды и охоты, то в центральном и южных районах одежду шили из более легкой хлопчатобумажной или конопляной ткани. Природные условия также оказывали влияние на узоры и орнаменты, которыми украшали одежду. Еще более полное отражение нашли в костюме религиозные верования и представления о происхождении человечества. Так, женская одежда народности цзинпо декорирована украшениями из дутого серебра, напоминающими чешую дракона, – это отзвук легенды, по которой именно женщина-дракон стала прародительницей этого народа. А наряды народности мяо украшены стилизованными изображениями дорог в горах, водных путей, – так в традиционном костюме сохранилась память о переселении предков.

О легендах народов Китая и их представлении об окружающем мире можно судить по украшениям, представленным во втором разделе выставки. Особенно богат ассортимент серебряных украшений, на которых присутствуют изображения людей, божеств, священных животных и птиц, цветов и плодов, насекомых и рыб, явлений природы, а также традиционные благопожелательные символы. Бабочка символизирует счастье, жезл жуи – долголетие и удачу, облака – успешную карьеру, хризантема – нравственную чистоту, пион – богатство, гранат – многочисленное потомство и т. д. Народности и, дай любят носить золотые и серебряные украшения, полагая, что эти металлы обладают свойствами защиты от сглаза и нечистой силы, мастера народности бай используют нефрит, как символ чистоты. Женщины народности дэан верят, что ношение поясных обручей, плетеных из бамбука, лыка, травы или лозы, удачно дополняют их костюм, защищают от злых духов. Народ лису предпочитает украшения из раковин. В прошлом раковины использовались в качестве денег, и таким образом, украшения из раковин стали символом богатства. Хань надевают своим детям на шею серебряные украшения-амулеты, которые, по их мнению, защищают от сглаза, приносят здоровье, богатство и счастье.

Следующий раздел выставки знакомит посетителей с прикладным искусством народностей Китая: изделиями из текстиля, набивными тканями, вышивкой, плетеными изделиями, изделиями из лака и метала. Образчиком металлических изделий можно считать кинжалы, необходимый элемент традиционного мужского костюма ряда народностей Китая, в особенности кочевых и горных. Наиболее искусны в производстве кинжалов народности ачан и баоань. «Такой мягкий, что можно намотать на палец, но разрубает железо, как глину», – так повествуют о кинжале «ачан» исторические хроники. Большинство кинжалов снабжено серебряными ножнами, серебряные рукояти часто украшены искусной резьбой.

Резьба – один из видов прикладного искусства, в котором народности Китая достигли совершенства, создав множество не имеющих себе равных произведений. Широко известна резьба по дереву, камню, кости и рогу, бамбуку, глине, металлу и др. Так, например, необычайно красивы изделия из дерева цзиньчуаньских бай провинции Юньнань, они производятся как в самой провинции, так и за ее пределами. Основное назначение этих предметов – украшение жилища. В экспозицию вошли четыре рельефа «Поклонение шестнадцати царей государству Дали», выполненных цзиньчуанским резчиком Янь Бяньчэнем.
Ксилографические доски цзяма – самобытный вид искусства резьбы по дереву. Изображения, отпечатанные с них, иначе называются «бумажные лошади» (отголосок давних времен, когда в Китае в жертву богам приносили лошадей) и используются обычно в качестве жертвоприношения предкам во время чтения молитв о спокойствии или изгнании злых духов, а также других подобных ритуалах.

Маски, представленные в экспозиции, поражают разнообразием видов: изображения тотемов; маски, изгоняющие злых духов; маски для ритуальных танцев, используемые во время праздничных жертвоприношений; театральные маски и др. Их многообразие и выразительность свидетельствуют о различиях народных верований, эстетических взглядов и потребностей, отражающих самобытность и внутреннюю силу той или иной народности.

Китайский театр теней – один из видов театрального кукольного искусства. Изначально куклы вырезались из толстой бумаги, позднее их стали делать из тонкой бычьей или ослиной кожи. С помощью специальных стальных прутьев находящейся за экраном кукловод управляет куклой, а зрители видят тени кукол, которые проецируются на ярко освещенном экране. Захватывающий сюжет, причудливые движения кукольных персонажей под аккомпанемент традиционной музыки и пения погружают зрителя в мир чудесной фантазии. На выставке представлены персонажи пьесы «Пожалование духов».

Выставка «Краски Китая. Народный костюм и ремесла» – это великолепная возможность познакомиться с важной составляющей культурного наследия Китая, его многообразием и неповторимостью, составить собственное мнение о колорите и характере народа, черпающего вдохновение в природе и национальных традициях.
Экспонаты выставки

Девушка
Наш человек
Наш человек
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 05 май 2012, 04:18
Откуда: Россия

Резьба по лаку

Сообщение Девушка » 17 июл 2012, 12:07

Лето, путешествия, были в Одессе в музее Востока. Видели лаковые вазы. Огромные размеры, и ювелирная отделка. Не верилось, что сделаны из лака. Настолько все изящно. Там и кресло было. Но заинтересовала меня техника.
Китайцы собирают природный лак. А техника примерно вот такая
Процесс изготовления

Поскольку натуральный лак содержит немало примесей и воды (от 20 до 40%), то первая задача производителей – избавиться от них. Собранный сок сливают в металлические ведра с крышками (так легче хранить и транспортировать лак), а затем нагревают его в этих же ведрах на электрических или газовых плитах, одновременно постоянно перемешивая его. Эту тяжелую работу в настоящее время выполняют электрические мешалки. Чтобы выпарилась вся вода, требуется около восьми часов нагревания и перемешивания!

После того, как в ведре остается примерно 62% от прежнего объема сырого лака, получается «зрелый лак», с которым можно работать дальше. А после добавления необходимых ингредиентов его количество в ведре доводят до 97%.

Раньше труд работников был намного тяжелее – лак в ведрах нагревали и выпаривали на солнце, а густую массу постоянно перемешивали вручную, и готовым считался сок, когда в ведре оставалось примерно 95% от первоначального объема. В результате на изготовление определенной порции лака уходило 15 дней.Статуэтка будды.

При изготовлении лак подразделяют на коричневый (прозрачный) и черный. А в готовых изделиях лак бывает 4-х видов:

– черный, отражающий свет;

– красный, отражающий свет;

– натуральный;

– прозрачный.

Сохнет лак очень быстро, а потому резьбу надо выполнить полностью в тот же день, что нанесли лак, какой бы сложной она ни была, каким бы ни был большим объем работы. Кстати, если лак сохнет медленно, это значит, что либо сам лак очень старый, либо дерево, подарившее его, слишком старое.

Как уже говорилось, количество слоев в хорошем изделии должно быть не меньше 35, а то и намного больше, однако для того, чтобы нанесенный очередной слой высох, требуются сутки. Сколько слоев, столько требуется и дней для высыхания. Так что для изготовления одного предмета может понадобиться несколько месяцев, – таковы особенности чудесного лака.
http://www.melanidy.com/kultura_kitaya/ ... a_iz_laka/
Вазу мы не смогли сфоткать, не получилось
Изображение
а вот нашли фото интересное

Аватара пользователя
leChat
Ах, так?!!
Ах, так?!!
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 21 сен 2013, 14:32

Сообщение leChat » 15 окт 2013, 12:48

Вот такое еще есть
Изображение
Укэбори по самшиту, червяк из кашалотового зуба, равно как и черенок. Высота в сборке 5.5 см. Диаметр около 3 см.
Итак, все просто. Только терпение и медитация!

Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:

Или вот, резьба по косточкам от фруктов Китай Хайдао
Изображение

Аватара пользователя
Valiks
Site Admin
Сообщения: 20317
Зарегистрирован: 24 янв 2006, 21:28
Откуда: Москва
Контактная информация:

Изделия из самшита

Сообщение Valiks » 15 окт 2013, 14:45

Красиво. Но тут не только терпение. Надо ещё такие косточки иметь, а второе, надо знать технологию резьбы. Самшит твёрдое дерево, думаю, косточки тоже. Самшит режется очень приятно, хоть и требует усилий, зато изделия получаются (при правильной резьбе) изящными. Если резчик знает своё ремесло изделия из самшита получаются идеально гладкими, не требуют полировки, а сама фактура дерева очень красиво играет переливами. Изделия из самшата, если правильно вырезаны, не нуждается ни в лакировке, ни в какой-либо дополнительной обработке

Ответить

Вернуться в «Традиции Восточных цивилизаций и всякая интересная информация восточного характера»