Апр 05

Произведения искусства, иллюстрирующие Образ Христа

Давно назрела необходимость раскрыть некоторые индивидуальные моменты из области искусства. такие, о которых не говорит нам искусствоведение, и о которых вы не услышите от «профессионалов». Почему от них не услышать? Причин тут много. Например, образ Христа может трактоваться с чисто эстетической точки зрения, а может с религиозной. В последнем случае, каждая конфессия выскажет свою точку зрения на произведение искусства и даже будет иметь своё собственное отношение к нему. Это, чаще всего весьма предвзятый взгляд. Нам же нужно получить представление о произведении искусства как можно менее загруженное условностями, шаблонами и стереотипами.

Теперь наиболее важным для нас будет выбрать правильную позицию для анализа произведений искусства. Мы уже сказали, что нас не интересуют искусствоведческие моменты, не интересуют также религиозные или иные мировоззренческие позиции. По большому счёту они ничем не могут помочь нам в деле понимания искусства как такового. Если мы хотим получить возможность лицезреть искусство, входить с живописным полотном (или скульптурой) в диалог, нам нужно будет нечто иное, чем книжные знания.

Из книжных знаний, иногда бывают важны некоторые моменты, которые не всегда попадают на страницы книг. Например, те, что связаны скажем с техническими задачи, решая которые художник вынужден был прибегнуть к тем или иным приёмам при выполнении работы. Как например в картине (или фреске) Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Здесь перед художником встала задача объединить между собой преимущества фресковой живописи с недавно появившейся живописью масляными красками. Другой задачей было, конечно же поиск совершенно нового композиционного приёма, который давал бы возможность получить высокую степень иллюзорности или реалистичности картины. Говорят, Леонардо да Винчи добился этого. Вплоть до того, что многие, входящие в трапезную монастыря и увидев картину на стене, падали в обморок, настолько сильно было воздействие. Этот факт, чаще всего умалчивается историками искусствоведами, и, тем более почти никто не старается дать объяснение такому феномену. Немного коснулся этой темы Павел Флоренский в своей работе «Обратная перспектива», но внятного объяснения феномена мы так и не получили. До поры до времени, мы тоже не будем касаться этой «детали», но, надо сказать, что она очень важна для понимания искусства.
 
Более современные художники, прорабатывая ту же тему,- «Тайной вечери», ставили перед собой другие задачи, и находили иные решения для воплощения в картине того, что им нужно было передать или сказать зрителю. Например, в этой картине, композицией, которая близка к движению, или порывы ветра, а также буйством красок была предпринята попытка передать страсти, которые бушевали во время тайной вечери. если помните, кульминационным моментом были слова Христа о том, что его предаст некто из своих, и что этот кто-то находится среди присутствующих. Насколько хорошо удалось художнику перенести нас в атмосферу того момента судить вам.
Эта статья у нас вводная, и в ней я пытаюсь показать вам некоторые моменты, которые часто не говорят непрофессионалам, и, как показывает опыт, во многих художественных учебных заведениях не преподают даже художникам. А они очень важны эти моменты. Из искусствоведов, которые всё-таки старались передать немного больше чем внешнее описание картин можно назвать такого автора советского периода как Алпатов. Однако, и советское время и другие причины не позволяли всё же касаться очень многих моментов. например, до сегодняшнего дня не принято говорить о воздействии картин на сознание человека в плане перекодирования сознания. Эта тема под негласным запретам даже сегодня, или, правильнее было бы сказать особенно сегодня, когда эти моменты используются уже как реальное оружие.

Но, не будем о грустном. Если перенестись дальше в глубь истории к раннему периоду итальянского Возрождения, мы увидим, что задачи, стоявшие перед художником иные, и поиск средств выражения сосредотачивался на композиции, так как по тем временам не существовало ещё возможностей масляной живописи. Примерами могут служить работы Джотто.

Джотто
Но и само появление масляной живописи, давала художникам в разные времена совершенно различные возможности для воплощения своих замыслов в картине. Наиболее ощутимым скачком стала живопись Караваджо, однако, для нас, тех, кто старается понять внутреннюю сущность картины, эти моменты как бы не являются существенными.

Караваджо

Но это только при поверхностном взгляде. Мы пока что не коснулись струн души. А ведь для реального понимания картины, нужно именно струны души задействовать, нужно научиться воспринимать не столько умом, сколько душой. Это и есть главная наша задача, и главный камень преткновения для многих, в первую очередь для тех, кто не обладает способностью душевного восприятия мира. Вот именно они бдят и следят за тем, чтобы данная тема не была затронута, чтобы не стало очевидным то, что им ЭТО не дано. Именно они составляют длинные списки, состоящие из инвентарных перечислений названий картин, с годами выпуска, размером холста, именем художника, и его инвентарным номером в том или ином каталоге. А нужно ли нам всё это, при созерцании картины? По большей части нет. А если вы так и не научитесь воспринимать душой, или вообще всем существом своим представленную перед вами картину, так все сведения о ней будут только лишним грузом в вашей голове. Но если вы воспримете картину должным образом, она сама заляжет или, как говорят «западёт» к вам в душу так, что даже если вы и не запомните имя автора и название картины, то уж её саму вы никогда не забудете. Однажды провзаимодействовав с любым произведением искусства, вы никогда не станете расхвалить явное уродство, которое сейчас повсеместно выставляется как образец «произведений искусства». Что ни выставка,- то сплошные «шедевры». Если вам хочется открыть в себе реальную способность для восприятия, присоединяйтесь к нашим обсуждениям,- пишите свои мнения, впечатления, задавайте вопросы.

Тема Христа нами ещё не раскрыта, это будет сделано пошагово. Сейчас был сделан даже не первый шаг, а просто было предложено начать шагать.

Обсудить тему на форуме

 


Смотреть ещё:

Добавить комментарий

Your email address will not be published.