Сен 07

Орнамент требует осмысления и познания

Искусство орнаментаДавайте начнём разговор об орнаменте. Давно назрело время поговорить. Тому есть много причин. Прежде всего, орнамент, имеет такое же значение в культуре народа, как и язык. А в некоторых случаях он даже более важен, так как его посыл, или внутренне содержание быстрее проникает в сознание и читается легче словесного. Мы не случайно сравниваем орнамент именно с языком, а не с письменностью. Вопрос о том, можно ли сравнивать орнамент с письменностью, давно стоит у учёных на повестке дня, однако, мало кто попытался даже теоретически приблизиться к ответу на этот вопрос. Нет, бесспорно, попытки были, а вот результаты исследований желают лучшего. И это не случайно. Если письменность и язык ещё в какой-то мере изучены, вернее, поддаются изучению и пониманию, то орнамент до сих пор остаётся загадкой и даже тайной, в силу того, что не существует ещё критериев оценки даже такой простой вещи как разгадка семантики орнамента. Ну а для вдумчивого исследователя не секерет, что орнамент несёт в себе более глубокие смысловые пласты, чем письменность или язык.

Сегодня орнаменту придаётся огромнейшее значение. Окружающий нас мир, по большому счёту для нас изобразителен, то есть воспринимается человеческим сознанием прежде всего зрительно. И тут, узнать какие процессы происходят в сознании человека при восприятии ещё никем толком не изучены и даже не существует мало-мальски понятной гипотезы о том, что есть человечесчкое восприятие. Дело в том, что тут вопросов слишком много и на большинство из них нет никакого ответа,- каким образом формируется образ, входящий в наше сознание человека, как он преобразуется в смысл, по каким критериям и кто или что фильтрует входящую в сознание информацию (ведь не секрет, что воспринимаем мы окружающий мир избирательно). Далее, что происходит в мозгу (или где-то там ещё) человека, как осмысляются принятые образы, как они переходят в разряд информации, что опять же, отсеивается, а что остаётся как смысловая ценность? На эти вопросы и ещё на целый ряд других, предстоит найти ответы.

Но, спросите вы, какое отношение всё это имеет к орнаментам? Самое непосредственное, ибо именно орнаменты и есть тот язык, с помощью которого или который формируется у нас в сознании при любом зрительном восприятии. Орнамент читается нашим сознанием как та же информация, которая приходит к нам извне, только в случае с орнаментом, она передана в обратную сторону. Не от зримого объекта в сознание, а исходя из сознания, превращается в зрительный образ. Как работает механизм такого преобразования, тоже остаётся секретом, тайной за семью печатями.

Сейчас многие бьются именно над разгадкой данной тайны. Кто-то, ставя перед собой целью глубже познать человеческую природу, а также разгадать древние посылы, оставленные нам нашими предками в знаковом и орнаментальном виде. А кое-кому разгадка этой тайны нужна дабы создать новый, и один из самых страшных видов оружия, который будет направален против человечества. Ими понято одно, орнамент и знак есть информационно заряженный образ. Следовательно, если его зарядить «как следует», он может быть как созидательным, так и разрушительным. И, надо сказать, что существуют знаки созидательные, и существуют также разрушительные.

Итак, как мы видим вопросов больше чем ответов. Именно это должно заставлять нас не опускать руки, а наоборот смотреть на вещи оптимистически. Наше преимущество в том, что наши предки (я имею ввиду человечество в целом) оставили нам массу примеров в виде различных орнаментов и знаков. Причём, с одной стороны, ввиду их многообразия в них как будто можно запутаться, с другой стороны именно знаковое и орнаментальное многообразие даёт нам шанс дойти до сути знаковости. Анализ различных орнаментов, это как грани одного большого кристала. Поняв суть этих граней, можно будет восстановить и сущность самого кристалла.  Итак, набравшись решимости, постараемся постепенно распутать этот клубок.

Обсуждение темы на форуме


Смотреть ещё:

Добавить комментарий

Your email address will not be published.