Фев 03

Творчество по-философски


Вопросы Творчества и философия

Рассматривать Творчество можно в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта Творчества как субъективного акта индивида. Философское рассмотрение Творчества предполагает ответ на вопрос, как вообще возможно Творчество как порождение нового, каков онтологический смысл акта Творчества. В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на этот вопрос.

Специфика античной философии, как я античного мировоззрения в целом, состоит в том, что Творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия бесконечного, вечного и равного себе. Творчество выступает при этом в двух формах: как божественное — акт рождения (творения) космоса и как человеческое — искусство, ремесло (τέχνη). Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса.

Греческие философы различных направлений: Гераклит с его учением о подлинном бытии как о вечности изменения, элеаты, утверждавшие вечно неизменное бытие, Демокрит, учивший о вечном существовании атомов, и, наконец, Аристотель, доказывавший бесконечность времени,— тем самым отрицают божественный акт творения. Творчество как созидание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Даже у Платона, который учит о творении космоса, Творчество понимается очень своеобразно. Во-первых, демиург творит мир «…сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не подлежит изменению» (Tim. 29A). Этот образец (παράδειγμα) творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто, предстоящее его внутреннему созерцанию. Поэтому высшим и является само это созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании. Это понимание божественного Творчества характерно также и для неоплатонизма.

Аналогично этому также и в сфере человеческой античная философия не отводит Творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. Эта общая постановка вопроса нашла свое выражение также и в понимании художественного Творчества. Ранние греческие мыслители не выделяли искусство из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла, культивирования растений и пр.). Однако в отличие от других видов созидательной деятельности Творчество художника совершается под влиянием божеств, наития. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об эросе. Божественное Творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания, аналогично этому и человеческое Творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть эрос, который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души — стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа, страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.


Смотреть ещё:

Добавить комментарий

Your email address will not be published.